Немножечко о рейтингах.
Вообще, когда у человека встает вопрос выбора (чего угодно) в той области, где он не является экспертом, сделать правильный выбор довольно сложно.
Поэтому обычно сначала спрашивают совета друзей, знакомых. Не секрет, что клиентская база риэлторов ширится именно за счет таких рекомендаций.
А если спросить не у кого? Как тогда выбрать именно СВОЕГО риэлтора?
Первое, что приходит на ум – посмотреть рейтинги риэлторов и агентств недвижимости.
В принципе, это правильно, просто нужно трезво оценивать объективность рейтинговых оценок. Очень часто критерии и механизмы определения этих рейтингов не соответствуют реальному положению вещей.
Возьмем, к примеру, такой популярный realty-ресурс, как Циан. У него есть собственный рейтинг риэлторов.
При расчете рейтинга оценивается количество показов объявлений и их охват. И всё! Даже не отзывы клиентов. Иными словами, кто больше платит Циану за размещение рекламы, тот и молодец! Чем больше объектов в рекламе, тем выше рейтинг. Поэтому авторы многочисленных фейковых объявлений , «уток» и «заманух» имеют все шансы на неплохие рейтинги )))
Получается, это рейтинг в первую очередь – инструмент Циана для увеличения количества размещенных объявлений.
Еще один ресурс, сервис Сбербанка Домклик. Он тоже имеет свой рейтинг риэлторов, но что он учитывает, этот рейтинг? Прежде всего, количество проведенных сделок и количество объявлений. Кроме того, количество использованных сервисов и дополнительных услуг банка. И отзывы тоже учитываются.
Казалось бы, вроде все правильно? Да, но….
Количество проведенных сделок считается только по ипотечным сделкам Сбербанка. А я, например, предпочитаю одобрять клиентам ипотеку на более выгодных условиях, поэтому Сбербанк у меня не в приоритете. И неипотечные сделки тоже в Сбере делаю нечасто, так что такие как я на рейтинг Сбера не рассчитываем. Как и в случае с Цианом, рейтинг Домклика просто инструмент по стимулированию агентов продавать платные услуги. Думаю, клиентам приятнее, когда агент экономит их деньги, не так ли?
В общем, такие рейтинги имеют оооочень опосредованное отношение к оценке профессионализма риэлтора. Скорее, это рейтинг полезности риэлтора для этого коммерческого ресурса.
Так что же делать, где искать информацию?
Многие знают, что риэлторская деятельность нашим государством не регулируется от слова «совсем». Однако мало кто знает, что профессиональное сообщество не просто саморегулируется, но и ведет работу по выведению риэлторской деятельности в правовое поле.
Так, Российская Гильдия Риэлторов устанавливает профессиональные стандарты, ведет аттестацию и сертификацию участников рынка. И, кстати, публикует свои собственные рейтинги агентств и агентов, основанные прежде всего на отзывах клиентов . Насколько мне известно, отзывы перед публикацией модерируются, и если отзыв негативный – проводится серьезная проверка.
Репутация в риэлторском сообществе – штука наиважнейшая.